Персональный сайт педагога Литвинцевой Оксаны Яношовны

Внеурочная деятельность в новых условиях ФГОС

17 января 2015

 

В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. В новых Федеральных государственных образовательных стандартах, стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования (в том числе и санитарно-гигиенические) и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности. Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения. Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. АКТУАЛЬНОСТЬ данного проекта состоит в ориентировании педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Вместе с тем, в ближайшее время педагогу предстоит работать в условиях расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности; плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии; резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;

ограниченности общения со сверстниками; неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;

разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности. Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит ПРОБЛЕМА организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Внеурочная деятельность, например в виде работы над проектами – адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлечённых в него людей. Многие школьники могут встать во главе какого-либо дела (проекта), отвечать за него и довести его до успешного завершения. Такой подход позволяет многим детям попробовать на практике шаблоны поведения в разных ролях по отношению к выполнению реального дела – проекта. Внеурочная деятельность реализуется через кружковую деятельность, включения детей в образовательные программы дополнительного образования образовательного учреждения, классное руководство, спортивная деятельность, а также через волонтерское движение. Учителя организуют внеурочную деятельность как специфический индивидуально-творческий процесс, требующий от каждого оригинальных новых решений. При этом учитывается, что это и коллективное творчество, благодаря которому подросток получает возможность созревать эмоционально и социально в среде сверстников, развивать свои способности на соответствующем уровне через расширение кругозора, социальных знаний, их углубление и развитие инструментария получения знаний, формирование компетенций в области интереса ребёнка, что создаёт благоприятную среду для развития таких социальных умений, как умения ставить цели, принимать решения, решать проблемные ситуации, критически мыслить, вырабатывать собственные этические ценности, взаимодействовать с другими людьми, позитивно общаться с окружающими, осознавать себя как личность, ставить себя на место другого человека, справляться со стрессом и эмоциями. Внеурочная деятельность предполагает самоопределение каждого школьника в ситуации выбора. Задача учителя – помочь школьнику самостоятельно сделать этот выбор. Педагог помогает ребёнку осознать или сформулировать, уточнить свои цели, желания, потребности, проблемы, трудности. Педагог организует взаимодействие ребёнка с миром, людьми, включая его в разнообразную личностно и социально значимую деятельность на основе выбора, общения, осмысления происходящего, предполагает самоопределение каждого школьника в ситуации выбора. внеурочная деятельность в нашей школе является одной из приоритетных составляющих учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается нами преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: